Программирование систем защиты

         

Диспетчерские объекты

Спин-блокировки абсолютно необходимы в случаях, когда требуется синхронизация кода, работающего на повышенных уровнях IRQL. Но основное правило в NT -работать на повышенных уровнях IRQL в течение как можно более короткого времени значит, использование спин-блокировок следует по возможности избегать. Диспетчерские объекты NT - это набор механизмов синхронизации, рассчитанных на применение в основном для уровня IRQL PASSIVE_LEVEL.
Базой для любого диспетчерского объекта является структура DISPAT-CHER_HEADER (определена в ntddk.h). Общим свойством любого диспетчерского объекта является то, что в каждый момент времени такой объект находится в одном из двух состояний - сигнальном или несигнальном, а также то, что поток, ожидающий захвата диспетчерского объекта, блокирован и помещен в список ожидания, находящийся в структуре DISPATCHER_HEADER.
Блокирование потока означает его особое состояние, при котором он не занимает время процессора. Блокированный поток не будет поставлен планировщиком в очередь на исполнение до тех пор, пока не будет выведен из состояния




блокирования. Это фундаментально отличает ожидание освобождения любого диспетчерского объекта от попытки захвата спин-блокировки. В последнем случае, как было сказано, поток, захватывающий спин-блокировку, «крутится» в бесконечном цикле до момента успешного захвата (отсюда и название спин-блокировка - блокировка вращения в бесконечном цикле).
Единственным отличием одного диспетчерского объекта от другого является правило, в соответствии с которым меняется состояние объекта (переход в сигнальное или несигнальное состояние). В таблице 8 перечислены диспетчерские объекты и моменты изменения их состояния.

Таблица 8. Диспетчерские объекты

Тип Объекта
Переход в сигнальное состояние
Результат для ожидающих потоков
Мьютекс (Mutex)
Освобождение мьютекса
Освобождается один из ожидающих потоков
Семафор (Semaphore)
Счетчик захватов становится ненулевым
Освобождается некоторое число ожидающих потоков
Событие синхрониза ции (Synchronization events)
Установка события в сигнальное состояние
Освобождается один из ожидающих потоков
Событие оповещения (Notification event)
Установка события в сигнальное состояние
Освобождаются все ожидающие потоки
Таймер синхронизации (Synchronization timer)
Наступило время или истек интервал
Освобождается один из ожидающих потоков
Таймер оповещения (Notification timer)
Наступило время или истек интервал
Освобождаются все ожидающие потоки
Процесс
Завершился последний поток процесса
Освобождаются все ожидающие потоки
Поток
Поток завершился
Освобождаются все ожи дающие потоки
Файл
Завершена операция ввода/вывода
Освобождаются все ожидающие потоки

Диспетчерские объекты управляются Диспетчером объектов. Как и все объекты Диспетчера объектов, они могут иметь имена в пространстве имен Диспетчера объектов. С помощью этого имени различные драйвера и прикладные программы могут обращаться к соответствующему объекту. Кроме того, каждый процесс имеет таблицу описателей, связанных с конкретным объектом. Как уже говорилось, описатель в таблице описателей уникален и имеет смысл только в контексте конкретного процесса. Однако Диспетчер объектов предоставляет функцию ObReferenceObjectByHandle(), которая дает возможность получения указателя на объект по его описателю. Эту функцию, как следует из вышесказанного, можно использовать только в контексте известного процесса (для которого создавался описатель), а полученный указатель на объект уже можно использовать в случайном контексте. Чтобы такой объект впоследствии мог быть удален, по окончании его использования должна быть вызвана функция ObDereference Object().

Ожидание (захват) диспетчерских объектов

Как уже было сказано, каждый диспетчерский объект всегда находится в одном из двух состояний - сигнальном (свободном) или несигнальном (занятым). Термины «свободный» и «занятый» довольно вольные, поэтому лучше использовать термины сигнальный и несигнальный. Для ожидания момента перехода объекта из несигнального в сигнальное состояние служат специальные функции ожидания: KeWaitFor SingleObject() и KeWaitForMultipleObjects(). Важной особенностью этих функций служит то, что в качестве одного из их параметров указывается интервал времени, в течение которого необходимо ждать.
Если указан нулевой интервал времени (но не NULL !!!), вызов функции ожидания не блокирует поток. В этом случае она работает как функция проверки состояния диспетчерского объекта, и может быть вызвана на уровне IRQL меньшем или равном DISPATCH_LEVEL.
Если интервал времени не указан (NULL в качестве параметра), или указан ненулевой интервал времени, функции ожидания можно вызывать на уровне IRQL строго меньшем DISPATCH_LEVEL. В противном случае будет сделана попытка блокирования потока, но, как мы говорили раньше, механизм диспетчеризации на уровнях IRQL меньших или равных DISPATCH_LEVEL не работает. Переключение контекста потока не сможет произойти, и функция ожидания завершит работу, как будто ожидаемый диспетчерский объект находится в сигнальном состоянии.
Отличие функции KeWaitForMultipleObjects() от KeWaitForSingleObject() в том, что она может ожидать перехода в сигнальное состояние сразу всех указанных в ней диспетчерских объектов, либо любого одного из них.

Мьютексы ядра

Слово Мьютекс (mutex = Mutually Exclusive) означает взаимоисключение, то есть мьютекс обеспечивает нескольким потокам взаимоисключающий доступ к совместно используемому ресурсу.
Вначале отметим, что кроме мьютексов ядра, есть еще быстрые мьютексы, являющиеся объектами исполнительной системы и не являющиеся диспетчерскими объектами. Мьютексы ядра обычно называют просто мьютексами.
Мьютексы ядра - это диспетчерские объекты, эквиваленты спин-блокировок. Двумя важными отличиями мьютексов от спин-блокировок являются:

  • Захват мьютекса является уникальным в рамках конкретного контекста потока. Поток, в контексте которого произошел захват мьютекса, является его владельцем, и может впоследствии рекурсивно захватывать его. Драйвер, захвативший мьютекс в конкретном контексте потока, обязан освободить его в том же контексте потока, нарушение этого правила приведет к появлению «синего экрана».
  • Для мьютексов предусмотрен механизм исключения взаимоблокировок. Он заключается в том, что при инициализации мьютекса функцией KelnitializeMutex() указывается уровень (level) мьютекса. Если потоку требуется захватить несколько мьютексов одновременно, он должен делать это в порядке возрастания значения level.

Функции работы с мьютексами ядра:

  1. 1. VOID KeInitializeMutex (IN PKMUTEX Mutex, IN ULONG Level); Эта функция инициализирует мьютекс. Память под мьютекс уже должна быть выделена. После инициализации мьютекс находится в сигнальном состоянии.
  2. 2. LONG KeReleaseMutex (IN PKMUTEX Mutex, IN BOOLEAN Wait); Эта функция освобождает мьютекс, с указанием того, последует ли сразу после этого вызов функции ожидания мьютекса. Если параметр Wait равен TRUE, сразу за вызовом KeReleaseMutex() должен следовать вызов одной из функций ожидания KeWaitXxx(). В этом случае гарантируется, что пара функций - освобождение мьютекса и ожидание - будет выполнена как одна операция, без возможного в противном случае переключения контекста потока. Возвращаемым значением будет 0, если мьютекс был освобожден, то есть переведен из несигнального состояния в сигнальное. В противном случае возвращается ненулевое значение.
  3. 3. LONG KeReadStateMutex(IN PKMUTEX Mutex); Эта функция возвращает состояние мьютекса - сигнальное или несигнальное.

Семафоры

Семафоры являются более гибкой формой мьютексов. В отличие от мьютексов, программа имеет контроль над тем, сколько потоков одновременно могут захватывать семафор.
Семафор инициализируется с помощью функции KeInitializeSemaphore():

VOID KelnitializeSemaphore(
IN PKSEMAPHORE Semaphore,
IN LONG Count,
IN LONG Limit);

Где:
Count - начальное значение, присвоенное семафору, определяющее число свободных в данный момент ресурсов. Если Count=0, семафор находится в несигнальном состоянии (свободных ресурсов нет), если >0 - в сигнальном;
Limit - максимальное значение, которое может достигать Count (максимальное число свободных ресурсов).
Функция KeReleaseSemaphore() увеличивает счетчик семафора Count на указанное в параметре функции значение, то есть освобождает указанное число ресурсов. Если при этом значение Count превышает значение Limit, значение Count не изменяется и генерируется исключение STATUS_SEMAPHORE_COUNT_EXCEEDED.
При вызове функции ожидания счетчик семафора уменьшается на 1 для каждого разблокированного потока (число свободных ресурсов уменьшается). Когда он достигает значения 0, семафор переходит в несигнальное состояние (свободных ресурсов нет). Использование семафора не зависит от контекста потока или процесса в том смысле, что занять ресурс семафора может один поток, а освободить его - другой, но драйвер не должен использовать семафоры в случайном контексте потока, так как в этом случае будет заблокирован случайный поток, не имеющий к драйверу никакого отношения. Семафоры следует использовать в ситуациях, когда драйвер создал собственные системные потоки.

События

События (events) позволяют проводить синхронизацию исполнения различных потоков, то есть один или несколько потоков могут ожидать перевода события в сигнальное состояние другим потоком.
При этом события могут быть двух видов:

  • События, при переводе которых в сигнальное состояние будет разблокирован только один поток, после чего событие автоматически переходит в не сигнальное состояние. Такие события носят название события синхронизации (synchronization events).
  • События, при переводе которых в сигнальное состояние будут разблокированы все ожидающие их потоки. Событие должно быть переведено в несигнальное состояние вручную. Такие события носят название оповещающих (notification event).

Функции работы с событиями:

  1. 1. KelnitializeEvent() инициализирует событие. Память под событие уже должна быть выделена. При инициализации указывается тип - синхронизация или оповещение, а также начальное состояние - сигнальное или несигнальное. Имя события задать нельзя. Функция может быть использована в случайном контексте памяти на уровне IRQL PASSIVE_LEVEL.
    2. IoCreateNotificationEvent(), IoCreateSynchronizationEvent() создают новое или открывает существующее событие с заданным именем. Если объект с таким именем существует, он открывается, если не существует, то создается. Имя события обычно указывается в директории диспетчера объектов «\BaseNamedObjects». Именно в этой директории содержатся имена событий, создаваемых или открываемых \Win32-функциями CreateEvent()/OpenEvent().
    Функция возвращает как указатель на объект-событие, так и его описатель в таблице описателя текущего процесса. Для уничтожения объекта необходимо использовать функцию ZwClose() с описателем в качестве параметра. Описатель должен быть использован в контексте того процесса, в котором он был получен на уровне IRQL PASSIVE_LEVEL.
    3. KeClearEvent() и KeResetEvent() сбрасывают указанное событие в несигнальное состояние. Отличие между функциями в том, что KeResetEvent() возвращает состояние события до сброса. Функции могут быть вызваны на уровне IRQL меньшем или равном DISPATCHJLEVEL.
    4. KeSetEvent() переводит событие в сигнальное состояние и получает предыдущее состояние. Одним из параметров является логическая переменная, указывающая, будет ли за вызовом KeSetEvent() немедленно следовать вызов функции ожидания. Если параметр TRUE, то гарантируется, что вызов этих двух функций будет выполнен как одна операция.

В случае событий оповещения сброс события в несигнальное состояние должен быть сделан вручную. Обычно это делает тот же код, который перевел событие в сигнальное состояние.
Следующий код корректно уведомляет все блокированные потоки о наступлении ожидаемого ими события:

KeSetEvent(&DeviceExt->Event, О, NULL);
KeClearEvent(&DeviceExt->Event);

Быстрые мьютексы

Быстрый мьютекс являются урезанным вариантом мьютекса, который не может быть рекурсивно захвачен. Поскольку быстрый мьютекс не является диспетчерским объектом, он не может использоваться функцией KeWaitForSingleObject() или KeWaitForMultipleObjects(). Вместо этого нужно использовать функцию ExAcquireFast Mutex(). Эквивалента быстрым мьютексам на пользовательском уровне нет, поэтому они могут использоваться только для синхронизации кода режима ядра.
Функции работы с быстрыми мьютексами:

  1. 1. VOID ExInitializeFastMutex(IN PFAST_MUTEX FastMutex);
    2. VOID ExAcquireFastMutex(IN PFAST_MUTEX FastMutex);
    3. BOOLEAN ExTryToAcquireFastMutex(IN PFAST_MUTEX FastMutex);
    4. VOID ExReleaseFastMutex(IN PFAST_MUTEX FastMutex);
    5. VOID ExAcquireFastMutexUnsafe(IN PFAST_MUTEX FastMutex);
    6. VOID ExReleaseFastMutexUnsafe (IN PFAST_MUTEX FastMutex).
Содержание раздела