Методы и средства защиты информации

         

КГБ СССР


Комитет государственной безопасности при Совете Министров СССР — это спецслужба Советского Союза, отвечавшая с марта 1954 по ноябрь 1991 года за обеспечение госбезопасности и прекратившая свое существование накануне распада СССР после подписания Президентом СССР М. С. Горбачевым 3 декабря 1991 года Закона “О реорганизации органов государственной безопасности”.

В годы своей деятельности КГБ сочетал в себе функции контрразведки, внешней разведки и анализа получаемой информации, контрразведки в Вооруженных Силах, охраны наземных и морских границ СССР, держал под контролем ядерные вооружения, ведал правительственной связью и осуществлял охрану руководителей КПСС и Советского государства.

За время существования КГБ его структура несколько раз изменялась и к моменту его упразднения имела вид, показанный на рис. 3.1.

К моменту распада СССР в состав КГБ входили следующие Главные управления:

  • 1-е Главное управление — внешняя разведка и контрразведка, анализ информации;
  • 2-е Главное управление — внутренняя контрразведка, борьба с подрывными действиями, направленными против государства, промышленная безопасность;
  • Главное управление Пограничных войск (ГУПВ);
  • 8-е Главное управление — разведка связи, безопасность средств связи, шифровальная служба;
  • Помимо Главных управлений, в структуре КГБ были следующие управления:
  • 3-е управление — контрразведка в Вооруженных Силах;
  • 4-е управление — охрана и внутренняя безопасность посольств;
  • 5-е управление — защита конституционного строя, под которой понималось искоренение инакомыслия;
  • 6-е управление — вопросы экономической безопасности;
  • 7-е управление — наружное наблюдение;


  • 15-е управление — охрана государственных объектов;
  • 16-е управление — радиоперехват и электронная разведка;
  • управление строительства военных объектов.
  • В конце 60-х годов 4-е, 5-е и 6-е управления вошли в состав 2-го ГУ, а в 1969 г. они вновь были выделены в самостоятельные управления. Офицеры 3-го управления КГБ, отвечающего за контрразведку в ВС, имелись во всех родах войск (так называемые “особисты”).
    Они подчинялись только КГБ и имели в армии разветвленную сеть “информаторов”. В ВМФ эти сотрудники проходили службу на всех крупных надводных кораблях, подводных лодках и береговых базах.



    Рис. 3.1. Структура КГБ СССР

    8-е ГУ отвечало за защиту технических средств связи вообще и создание шифросистем, в частности;

    Созданное в 1969 году 16-е управление занималось добыванием информации из линий связи других стран, что включало в себя перехват шифросообщений из каналов, принадлежавших как легальным, так и разведывательным сетям связи, с последующим их дешифрованием, а также прослушивание с помощью технических приспособлений и средств обработки информации, размещенных на территории дипломатических представительств зарубежных стран.

    1-е ГУ, организационно входившее в структуру КГБ, фактически представляло собой вполне самостоятельную организацию и базировалось в отдельном комплексе зданий, находящихся в Ясенево (“в лесу”, на профессиональном сленге офицеров КГБ). Структура 1-го ГУ представлена на рис. 3.2.



    Рис. 3.2. Структура 1-го ГУ КГБ

    Работа 1-го ГУ велась в следующих отделах.

    1.     США, Канада.

    2.     Латинская Америка.

    3.     Великобритания, Австралия, Африка, Новая Зеландия, Скандинавия.

    4.     Восточная Германия, Западная Германия, Австрия.

    5.     Страны Бенилюкса, Франция, Испания, Португалия, Швейцария, Греция, Италия, Югославия, Албания, Румыния.

    6.     Китай, Вьетнам, Лаос, Камбоджа, Северная Корея.

    7.     Таиланд, Индонезия, Япония, Малайзия, Сингапур, Филиппины.

    8.     Неарабские страны Ближнего Востока, включая Афганистан, Иран, Израиль, Турцию.

    9.     Англоговорящие страны Африки.

    10.  Франкоговорящие страны Африки.

    11.  Контакты с социалистическими странами.

    12.  Регистрация и архивы.

    13.  Электронный перехват и операции против шифровальных служб западных стран.



    14.  Индия, Шри-Ланка, Пакистан, Непал, Бангладеш, Бирма.

    15.  Арабские страны Ближнего Востока, а также Египет.

    16.  Эмиграция.

    17.  Контакты с развивающимися странами.

    Одной из интереснейших совместных технических операций 1-го и 8-го ГУ было применение уже упоминавшейся в предыдущей главе системы “Амхерст” для обеспечения связи с зарубежной агентурой, как легальной, так и нелегальной.

    После распада СССР 16-е управление и служба правительственной связи были выведены из состава КГБ и реорганизованы в Федеральное агентство правительственной связи и информации (ФАПСИ) Российской Федерации. Сам КГБ после ряда реорганизаций был преобразован в Федеральную службу безопасности (ФСБ). (В настоящее время Указом Президента РФ производится реорганизация российских спецслужб, в результате которой ФАПСИ и Пограничные войска должны войти в структуру ФСБ.) По сравнению с КГБ СССР, ФСБ является достаточно открытой организацией (конечно, в той мере, в какой может быть открыта спецслужба). С ее задачами и структурой можно ознакомиться в Internet на официальном Web-узле ФСБ по адресу http://www.fsb.ru. При реорганизации КГБ 1-е ГУ было выведено из его состава и преобразовано в отдельную службу, получившую название Службы внешней разведки (СВР) РФ. Последняя, учитывая квалификацию ее специалистов, а также роль РФ в мировой политике, заслуживает отдельного рассмотрения.

    В соответствии с новой разведывательной доктриной России, внешняя разведка РФ в 90-х годах отказалась от политики глобализма. В настоящее время СВР действует только в тех регионах, где у России имеются подлинные, а не мнимые интересы. Разведка не формирует собственные задачи, они определяются руководством страны, исходя из интересов государства. Кроме того, в настоящее время в разведке происходит переход от конфронтации со спецслужбами различных стран к взаимодействию и сотрудничеству в тех областях, где совпадают их интересы (борьба с международным терроризмом, наркобизнесом, нелегальной торговлей оружием и т.п.).


    Тем не менее, это взаимодействие не носит всеобъемлющего характера и не исключает ведения разведки на территории тех или иных стран, исходя из национальных интересов РФ.

    В настоящее время СВР ведет разведку по трем основным направлениям: политическом, экономическом и научно-техническом.

    В области политической разведки перед СВР стоят задачи: получать упреждающую информацию о политике ведущих государств мира на международной арене в отношении России; отслеживать развитие кризисных ситуаций в “горячих точках” планеты, которые могут представлять угрозу для национальной безопасности России; добывать сведения о попытках отдельных стран создать новые виды вооружения, особенно ядерные; через свои каналы оказывать активное содействие осуществлению внешней политики России.

    В области экономической разведки перед СВР стоят задачи: защита экономических интересов России; получение секретных сведений о надежности торгово-экономических партнеров, деятельности международных экономических и финансовых организаций, затрагивающей интересы России; обеспечение экономической безопасности страны.

    По линии научно-технической разведки задачи СВР практически остались прежними. Они заключаются в получении данных о новейших достижениях в области науки и техники, особенно военных технологий и технологий двойного применения, в интересах укрепления обороноспособности РФ.

    Организационная структура СВР РФ строится в соответствии с Законом “О внешней разведке”. В структуру СВР (рис. 3.3) входят оперативные, аналитические и функциональные подразделения (управления, службы, самостоятельные отделы). Впервые в практике российских спецслужб создано Бюро по связям с общественностью и средствами массовой информации.



    Рис. 3.3. Структура СВР РФ, образованной на основе 1-го ГУ КГБ СССР


    Содержание раздела